Бережливые технологии как средство повышения эффективности деятельности образовательных организаций
Бережливые технологии - это, по сути, эффективное управление временем учителя. Они позволяют учителю и ученику избежать трат на непроизводительную деятельность - на перекладывание бумаг, на поиск инструмента, на подготовку отчетов - и больше сил отдавать производственному процессу.
Переход на принципы эффективного управления образованием посредством выявления и исключения распространенных в образовательном процессе потерь позволит не только решать такие задачи, как эффективное внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов и создание условий для самореализации каждого обучающегося, но и повышение управляемости процессами в каждой образовательной организации.
Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению. В случае с бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов для снижения себестоимости продукции происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности. Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:
- улучшению образовательного процесса, оптимизации работы,
- повышению качества образования,
- обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,
- сокращению временных и финансовых потерь,
- повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,
- развитию образовательной организации.
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У обучающихся, находящихся в атмосфере бережливого производства, будет происходить приобщение к его культуре и формироваться бережливый стиль мышления и образ жизни.
Нормативные документы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Стандартизация работы
Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Визуализация
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 14.08.2018 № 1808 "О внедрении бережливых технологий в системе образования Нижегородской области" (скачать)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
УРОВЕНЬ ОО
Приказ от 05.10.2020 № 58 "Об утверждении плана мероприятий ("Дорожной карты") по внедрению бережливых технологий в МБОУ "Сергеевская средняя школа"
Отчет об оптимизации внутренних процессов в 2022 году
"Рациональная оптимизация современных инструментов бережливости в работе с родителями посредством виртуального общения"
"Технологии оптимизации анкетирования родителей (законных представителей)
Организационно-методическая работа (сайт НИРО)
Дорожная карта внедрения бережливых технологий
Циклограмма проектной деятельности по внедрению бережливых технологий
Консультационная поддержка внедрения бережливых технологий
Круглый стол «Бережливые технологии - проще, чем кажутся, результативнее, чем думается
Информационно-аналитическая работа (сайт НИРО)
Мониторинг внедрения бережливых технологий
Информационный банк реализованных оптимизационных проектов
Лучшие практики внедрения бережливых технологий
|
|
|