ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность - совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции - сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем
Нормативно-правовые документы
Федеральный уровень
ФГОС-2021 НОО и ООО (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, 287)
Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения России от 06.05.2019 № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
Письмо Минпросвещения России от 01.11.2021 № ТВ-1913/02 «О направлении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и в малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»
Письмо Рособрнадзора от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
Письмо Минпросвещения России от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Письмо Минпросвещения России от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Письмо Минпросвещения России от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Письмо Минпросвещения России и Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.10.2023 № 03-1665 "О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности"
График проведения диагностических работ в 8, 9 классах в 2023-2024 учебном году
Письмо Минпросвещения России и Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 26.10.2023 № 03-1706 "О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности"
График проведения диагностических работ в 8, 9 классах в 2023-2024 учебном году (ОБНОВЛЕННЫЙ)
Региональный уровень
Письмо ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» от 28.09.2021 № Сл-316-592-567232/21 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 03.08.2021 № 316-01-63-1907 21 "Об утверждении результатов региональной оценки по модели PISA-2020 по Нижегородской области"
Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 17.09.2021 № 316-01-64-60 21 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области"
Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 30.06.2020 № 316-01-63-1063 20 "Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Нижегородской области"
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 31.05.2021 № 316-01-63-13333 21 "О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области"
Распоряжение правительства Нижегородской области от 14.12 2021 № 1327-р "О создании межведомственного координационного совета по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области"
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 23.06.2022 № 316-01-1565/22 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2022-2023 учебном году"
Школьный уровень
План по формированию функциональной грамотности в МБОУ"Сергеевская средняя школа" на 2023-2024 учебный год
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Задания для начальной школы (математики, окружающего мира, чтения)
Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования функциональной грамотности
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
Издательство «Просвещение»